Блог о психологии

Адаптация. Часть 2.

Детская психология
Тема адаптации к детскому саду и к школе - важнейшая и острая. Мы вряд ли обойдёмся одним постом. Ведь в октябре каждый год, мы сталкиваемся с «патологической» адаптацией.

Но пока об этом не будем. Сегодня помощь для тех, у кого дети идут в детский сад и школу совсем скоро! Общие, так сказать, советы. Как мы помним, время «острой» адаптации у ребёнка до 7 лет составляет до 4 месяцев, с 7-12 лет не меньше 2-3 месяцев. Мы, взрослые, к работе новой привыкаем и к смене места жительства. Почему же возникает мысль, что детям легче? Что можно сделать сегодня? Вот прямо за три дня до дня Х? Успокоиться! Больше всего проблем у детей, чьи родители на нервах! Не надо заражать детей, ПОЖАЛУЙСТА. Вчера мама пишет, что ребёнок идёт в первый класс, а она месяц не спит и довела себя до панических атак! Ну вы чего, любимые мои, тревожные родители. Выпейте чай успокоительный что ли... и читайте дальше возьмите своей детский альбом и расскажите ребёнку о вашем школьном (детсадовском) опыте. Что было хорошего? Главное, чтобы хорошее было. Об этом ниже дайте ребёнку все рассмотреть и примерить. Новые сандали на сменку в сад? Или бирочка с именем ребёнка на его вещах? Новая школьная форма, или потрясающий рюкзак? Эта «примерка» поможет испытать приятные эмоции, усилить ожидание и во время первых уроков слушать учителя, а не рассматривать пенал. Если ребёнок до 8 лет, то используйте специальные терапевтические сказки (есть в #дунинысказки #степинакнижка), где школа и сад представлены в позитивном ключе. А ещё можно рисовать различные истории вместе с ребёнком. На самом деле, это вообще о многом вам расскажет. Обратите внимание на то, какие он использует цвета, как рисует предметы и людей. Вдруг в его фантазиях учитель - монстр? Есть о чем подумать вам и как это исправить. Не заводите ребёнка разговорами «в школе надо это, в школе надо то и веди себя хорошо» и «детский сад - это твоя работа, и ты ОБЯЗАН туда ходить». Все это он поймёт сам и очень быстро. У детей есть факторы, помогающие успешному прохождению периода привыкания. И знаете, какой из них главный? Прежде всего, это значимые взрослые: родители, учителя и воспитатели. Дорогие взрослые, мы с вами несем 80% успеха в адаптацию ребёнка. Начнем с главного: помочь ребенку может тот родитель, который либо имеет свой положительный опыт, либо он уже справился со своими негативными эмоциями. Поэтому для начала, сядьте, и честно себе расскажите: для вас детский сад/школа - это что? Себе, не ребёнку. Какие эмоции у вас вызывают эти воспоминания. Если положительные (вы улыбаетесь, вспоминаете добрые моменты), то скорее поделитесь ими с ребёнком. И не важно, 2 года ему или 12. Важно, что вы дадите ему позитивный настрой. Если своих хороших воспоминаний нет, то привлеките партнера/бабушку/дедушку. Один раз ко мне обратилась мама с тем, что ребенок начинает плакать и кричать каждый раз, как она заводит разговор про детский сад. Она была далеко, я в Москве. Ничего умнее, чем попросить её записать видео о том, как происходит разговор, я не придумала. Прислала. Смотрю видео. У бедной мамы такое страдание на лице в рассказах о том, что "тебе будет весело, ты будешь играть и танцевать". Казалось, она сейчас зарыдает Спросила. Оказалось, для неё воспоминания об этом периоде - пытка. Её отдали на пятидневку (мама работала сутками). Она боялась спать там. И ненавидит кашу и кисель, которые её заставляли пить, до рвоты от комочков... Нельзя к дитю с такой травмой! Вдруг, ваш муж обожал пирожки и игры с друзьями в саду. Пусть рассказывает он! То же относится и к школе. Наше правило: начни всегда с себя, а не поиска проблемы (или её создания) у ребёнка!