Блог о психологии

Как делать уроки?

Детская психология
Как делать уроки будем? Думаю, актуальная тема для многих ) Она острая и горячая. Советы лишь основаны на классической психологии. Никого не заставляю, лишь делюсь. Более того, если у детей есть особенности развития СДВГ, дислексия, ОП, и другие, то схема будет другой. Ее лучше обсудить со специалистом, или могу сделать пост, если будет потребность.

1. Уроки ребенок делает САМ. Те, кому не дали шанса с первого класса, не начнут вдруг сами делать в пятом. Я понимаю) мы нервничаем и хочется, чтобы сделал хорошо. Вопрос, кому? От того, что родители кричат над ребенком, заставляют переписать сотни черновиков, и добиваются все таки верного ответа, лучше знать он не будет. Человек в стрессе не учится. Его психика лишь фиксирует, что "домашка" это караул, мама будет орать и начинает защищаться, через "ничего не слышу". А не у очень крепких в психологическом плане, начинает выдавать психосоматические болезни. Более того, статистика твердит что с детьми школьниками родители общаются в среднем 42 минуты в день, из них 37 именно о школе. А значит, этот ежевечерний аттракцион превращается в подсознательный способ общения. И чем громче родитель кричит и больше злится, тем лучше. Как бы абсурдно это не звучало (((

2. Купите будильник. Это такая круглая штука или квадратная)) не на телефоне, а живой. Изучите по нормам время на приготовление уроков. И заводите его. Мы учим прежде всего распоряжаться временем. Первые две недели будет сложно, потом отлично. Кончилось время - что сделал, то сделал. Наша задача - запустить биологические часы и ощущение, что есть время. И фокусируемся именно на том, сколько времени требуется.

3. Проверяем именно факт выполнения заданий. Задано 5 предметов и 5 должно быть предъявлено. Если вы нашли ошибку, предложите исправить, но предварительно ее надо найти. Старайтесь не давать готовых решений. Не хочет? Ну что же, двойка - его ответственность, позвольте ее взять на себя. Чем раньше это сделать, тем лучше результат будет в более старших классах. Можно чередовать. День вы указали, день - сам нашёл, день в "тепло/холодно" поиграли. Потом еще что-нибудь сочините.

4. Иногда используйте метод "ой, какая сложная задача". Пытаетесь делать что-то сами и делаете неверно. А ребенка просите проверить вас. Так повышается и самооценка ребенка и его желание знать больше)

5. Домашняя работа не должна убить ваши отношения с ребенком. Хуже нет орущих родителей и их соседей, изучивших текст по вашим крикам. Школа пройдёт, а ваши отношения на всю жизнь.

6. Не бегите к репетитору с первых дней, ну хоть попробуйте показать, что вы ему доверяете.

7. На домашнюю работу, как и на учёбу, можно мотивировать эмоцией. Например, поездкой в конце четверти. Но обещание важно сдержать и если все плохо - не ехать. Не используйте мотивацию деньгами, потом из этого не вылезти.

8. Не наказывайте за оценки. Если уж есть потребность - наказывайте за вранье и то, что от вас скрыта информация об оценках и заданиях. Это важнее. Но конечно, речь не о физических наказаниях или вербальном насилии. Все должно быть соизмеримо. Дети очень ранимы и порой, конфликт из-за оценок доводит до беды.

9. Можете демонстрировать, что вы огорчены и что вас это не устраивает. Иногда эти эмоции очень важны для ребёнка. И становятся ориентиром. Ну и помните, что оценка - дело крайне субъективное и часто взрослые дяди и тёти используют их как метод манипуляции и наказания, скажем, за плохое поведение (хотя поой, это просто бег на перемене, который просто необходим для здоровья). Т.ч. пожалуйста, будьте объективны сами. Ребенок вам точно скажет спасибо.

Я точно так делаю со своими) и по старшим могу сказать: и двойки были, и уроки не делали. Но по итогу осознавали, менялись и они целеустремленные люди! Маша давно закончила университет, и золотую медаль Глаши вместе отмечали) Правда, сейчас вместе историю психологии во время учебы во ВШЭ разбираем. Но это лишь потому, что без поллитра в ней не разобраться.. У меня это один из трех предметов с тройкой в дипломе. Никому не говорите)