Уже посыпались тревожные письма от родителей. «Нормально ли это, нормально ли то?».
Мы уже обсуждали, что понятие нормы в психологии размыто, но есть однозначно подозрительные моменты, которые важно не упустить. Сегодня возьмём симптомы «сломанной» адаптации к саду или школе.
‼️ Важный момент. Мы говорим лишь о том, что появилось впервые, а не существовало до того, как ребёнок пошёл в сад/школу.
Поехали. Если у ребёнка появились такие симптомы (один или несколько)
-️ плохой сон. Ребёнок вскрикивает среди ночи; долго не можем уснуть; держится за вас перед сном. И продолжается это больше 7-10 дней.
- энурез и энкопрез (недержание мочи и кала), в том числе ночное. Или наоборот - запор, что не было раньше свойственно ребёнку.
-️ ребёнок не ходит в туалет весь день, находясь в саду или школе. Продолжается больше 7 дней.
️ - ребёнок стал грустным и апатичным. Приходя домой сидит тихо, не вступает в диалог. При этом, если дома он шумный и активный, это как раз хорошо.
️- ребёнок больше болеет, чем ходит в сад/школу.
-️ плачет. Все время глаза на мокром месте.
️- возбужденный, нервный, «не похож на себя»
-️ начал (впервые) грызть ногти; крутить волосы.
️ - появилось заикание или другие нарушения речи.
Вот основные звоночки. Считается, что встречаются у примерно 25% детей.
Они не говорят о том, что надо бежать и забирать его ото всюду. Но они кричат о том, что у ребёнка патологическая адаптация и ему нужна помощь. Что-то можно делать самим, многое с помощью психолога и нейропсихолога.