Блог о психологии

Привязанность

Психология взрослых
Честно, для меня удивительно, что так много вопросов об этом. На эту тему существует много теорий, книг, и некоторые системы воспитания пытаются на этом основывать.

Лично мне нравится, как резюмирует всю эту информацию Петрановская. О чем говорить... По мне, это неизбежность отношения к ребенку. Но... «Но» – в том, что, оказывается, для многих это становится сложностью. Давайте обсудим?

Изначально теория описана почти сразу после войны (автор Боулби, если кому интересно), и задача этой работы была в социальной реабилитации детей-сирот. Тогда, пожалуй, впервые психология и педагогика серьезно подошли к тому, что для нормального развития ребенка с ним в стабильно постоянном контакте должен быть хотя бы один человек (и не обязательно мама, кстати). Тогда же стали говорить о «4 триместре беременности», имея ввиду первые месяцы жизни малыша. Книги все доступны, можно найти в сети. Позвольте мне в привычном формате?

· Малышу очень нужна мама. А в первые три месяца – так особенно. Если он плачет – ласкайте, берите на руки. Ему не надо «разрабатывать легкие», ему нужна близость и безопасность. Это базовые потребности человека, а новорожденному так без них и не выжить. Помните описанные жестокие эксперименты фашистов? Дети без контакта с людьми умирали гораздо быстрее, хотя были сыты и в тепле. И да, вы его не разбалуете и не приучите к рукам. Потому как на следующем этапе развития он захочет ползать, потом ходить, а потом вы выпрашивать будете "посиди у меня на руках". Дети разные: одни спят с рождения в кроватке, и им нормально, другим нужны руки (причины часто можно найти), но главное – эти руки дать.

· Важный момент: давая ребенку маму в изобилии, помните, что надо вводить в его жизнь и других людей, с которыми ему предстоит общаться. Особенно близких. С 9-12 месяцев круг привязанностей уже так хорошо сформирован, что на вновь прибывших ребенок реагирует очень тяжело, как правило, жестким отказом от общения.

· Когда ребенок начинает ходить, у окружения возникает иллюзия, что он менее привязан. Это не так. Ему очень важно поддерживать ощущение безопасности, находясь рядом, защищая его интересы. Не начинайте играть в игру «ты уже большой, не ной, сделай сам». Обеспечением безопасности и заботой человека нельзя избаловать. А вот взрастить ощущение опасности, страха потери и одиночества – можно.

· Ближе к трем входим в стадию «я сам, но вместе с мамой». Ребенку требуется больше свободы. Но при этом необходима возможность сделать «шаг назад» и ощутить, что опора – в разумной досягаемости (в виде близкого человека).

· Ближе к пяти дети начинают учиться применять чувства на других людей. И с ними становится гораздо проще.

· Но мы забыли важный момент: привязанность – это то, что возникает у взрослых. И порой ребенку уже необходимо увеличить дистанцию, он кричит об этом своим поведением, но мама не может... О таком варианте и гиперопеке

поговорим в другой раз.

В нашей семье привязанность развита у всех, и я честно считаю, что это очень здорово. Но если хотите мой пример, то научиться давать детям жить не только на мне, но и когда это становится необходимо – рядом со мной, было не очень просто. До 3-4 месяцев дети всегда со мной рядом. На руках, в шезлонгах, слингах. Мы все делаем вместе. И это позволяет и «довыносить», и семье с голода не умереть. Я отдыхаю с детьми с самого раннего возраста. И маме хорошо, и ребенку спокойно. Это сложилось давно, и никого не призываю повторять. Но мы всегда и везде вместе - это наш с мужем выбор (на работу хожу без детей). Жалеем всегда, когда ребенок об этом просит. И они, не стесняясь, говорят о такой потребности, может поэтому любой мой ребенок от 2 до 18 лет без проблем целуется и обнимается со мной? И не было периодов «не трогай меня», и, кстати, эмпатия у моих детей очень развита. И меня они всегда пожалеют, если надо. Под запретом фраза «не плачь, ты же мальчик, или ты же большая». Человек может выражать свою боль/обиду. Чуть позже этого становится меньше и так.