Блог о психологии

Речь. Часть 2

Детская психология
Речь, это, прежде всего – высшая психическая функция. За речь отвечает определенный участок в головном мозгу.



Что может повлиять?

  • гипоксия – недостаточное снабжение кислородом (при плацентарной недостаточности и во время родов, у плода нарушается созревание структур головного мозга);
  • родовая травма - (непосредственные механические воздействия на плод во время родов, обуславливающие местные повреждения плода, нарушения функций головного мозга) могут нарушать этапы и скорость развития речи.

Но речь, формируется, несомненно, под воздействием социальных факторов, общего здоровья организма человека, и нормальный условий его жизни. Поэтому есть и так называемые, внешние факторы:

  1. Общая физическая слабость организма (астения, рахит, нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов, заболевания центральной нервной системы (ЦНС), а также тяжелое течение любых заболеваний , в том числе простудных, и осложнения после них);
  2. Неблагоприятные условия воспитания (отсутствие эмоционально-положительной обстановки, испуг, психотравмирующая ситуация в семье, длительная разлука с близкими, любые нервно-психические заболевания и травмы);
  3. Нарушения речи окружающих взрослых (речь детей развивается по подражанию: заикание, нарушенный темп речи, нечеткое произношение, в том числе утрированно детская речь - «сюсюканье» могут усваиваться ребёнком);
  4. Отсутствие речевого общения с ребенком до года (когда с ребенком не разговаривают, объясняя это тем, например, что он не понимает). Мы разобрались с причинами, что же делать, что бы ребенок начал говорить, делал это качественно и вовремя.
  5. Начинайте формировать речь (пока еще пассивную во время беременности!!!) Да, я знаю, для многих дикость «разговаривать» с животом. Без проблем, не надо. Слушайте много музыки, хотя бы. Ведь это возможно? Старайтесь общаться с окружающими вас людьми без эмоционального накала, используя, как можно больше слов.
  6. Говорите с ребенком с рождения. Пусть вы думаете, что он вас не понимает. Это формирование пассивного словаря. Всё, что вы вложите в ребенка до 3-х лет, вы получите после. Ставьте песни, аудиосказки. Общайтесь сами, привлекайте папу и всех приходящих в дом. Говорите как можно больше!
  7. Следите за наполняемостью своей речи. Не удивляйтесь, что если в доме часто используется мат или сленг, что с этого и начнет ребенок, тем более, что эти слова короткие и легкие для повторения.
  8. Нагружайте ребенка впечатлениями! Не сидите в 4-х стенах. Гуляйте, общайтесь, встречайтесь с друзьями и путешествуйте - все эти ситуации способствуют развитию речи.
  9. Не ставьте ребенку диагнозов - говорит он в год стихами или нет, совершенно не означает, что он будет умнее или глупее, чем его сверстники.
  10. Делайте как можно чаще, с рождения, массаж рефлекторных зон кистей рук и стоп. Это может быть и ритуалом при засыпании, и просто методом расслабления малыша, и все это стимулирует зоны мозга отвечающие за речь.
  11. Тактильный контакт с близкими, важен не меньше словесного. Совсем кроху, берите на грудь, на живот папы, хорошо, если кожа к коже, все это стимулирует развитие эмоциональной сферы малыша, и речи в том числе.
  12. Мелкую моторику можно и нужно развивать не только массажем. Кубики, камушки, собирание риса со стола (варенного разумеется) все это помогает в развитии. И не всегда для этого нужны дорогие игрушки, порой достаточно маминой фантазии.
  13. Давайте всему нормальное определения и названия. "Это кот. Кот говорит "мяу". Т.е. сразу используйте в описаниях полноценные слова. Убирайте все эти - "биби", "пипи", и разные другие сокращения.
  14. Старайтесь не кричать (мне кажется, что я говорю это в каждой статье) будьте позитивны к ребенку. Крик и регулярные физические наказания, доказано, тормозят развитие речи.
  15. Положительная мотивация. Например, "хочешь банан, скажи банан, пока не скажешь не дам". Так не стоит. Вы наоборот, тормозите ребенка, даже если он и выдавит из нечто похожее, то позже может дать откат и даже логоневрозы.
  16. Хвалите ребенка за достижения и старайтесь его понять! До 2-х лет не стоит изводить ребенка, абсолютно точным произношением слов, главное, чтобы он вообще пытался их произносить.
  17. Убирайте по максимуму гаджеты, либо если используете, то показываете все "говорящее". Время Tiny Love прошло. Мультики должны говорить! И лучше, повторять одни и те же слова как можно чаще.
  18. Если у вас близнецы, или погодки, имейте ввиду, что для них чуть-чуть другие нормы, и они могут начать говорить позже. Также и билингвы. Но все зачатки речи из прошлых частей должны быть.
  19. Если вашему ребенку более 24 месяцев, и он говорит менее 20 полноценных слов, начните с полной диспансеризации, и посещения логопеда и психолога. Для спокойствия.

Да, я знаю порой говорить самой тяжело. Но поверьте, скоро, очень скоро, вы станете слушателем, и будите просить его помолчать.

Спасибо за вашу поддержку и пусть ваши дети во всю болтают.