Эмоциональный интеллект - это что и зачем?? Для меня эта тема стала очень близкой примерно полтора года назад.
Психологи и педагоги, а иногда и мамы с папами, справедливо бьют тревогу. Что мы видим в современных детях (особенно остро с 3-10 лет)? И сегодня мы разберём эту тему и вопрос, как всё же привить детям эмоциональный интеллект.
Проблемы, которые могут быть присущи детям 21 века:
-️не развита эмпатия. Детей не очень волнуют чувства окружающих. Иногда нравится причинять боль и смотреть на реакцию (обратную связь) И если в 1-2 года это типично, то в 3-7 лет уже выходит за рамки нормы.
-️не могут описать свои чувства. Самые частый ответ в этой возрастной категории на вопросы о чувствах и ощущениях: нормально.
Причина ещё и в том, что долгие годы было принято делить эмоции на плохо/хорошо. А испытывать их часто считалось лишним: не ной, кому какое дело до твоих слез, чего улыбка до ушей, делиться радостью плохо, люди позавидуют, учись справляться сам, не хнычь, это не больно.
- растёт количество психологических проблем связанных с подавлением эмоций у детей. Навязчивые движения, тики, проблемы с речью и тд.
Что делать:
-много говорить. Испытывать чувства, а значит показывать эмоции через мимику, интонации и тд. Только живое общение помогает в этом.
-книги, игры и сказкотерапия. Рассуждая с малышом.
-ролевые игры, где есть различные роли, которые ребёнок может брать на себя. Например, мама и дочка в "Дочки-матери" переживают все по-своему. Современные интерактивные куклы могут послужить прекрасной “компанией” для таких ролевых игр, как “Дочки-Матери”.
Ну и простой тест. Если вы огорчены, ваш малыш от 3-5 лет, проявляет к этому явлению внимание? Просто можете ответить да или нет?