Текст длинный, прошу прощения. Но хотелось аргументов и практических упражнений.
Подготовка к школе, почему я против?
Во-первых, я ЗА! За грамотную, не калечащую здоровье психологическое и физическое. Во-вторых, против того, что предлагают в российских школах, в виде годичной подготовки к первому классу (а иногда и два года).
Для школ это скорее вынужденная мера, потому что это дополнительное финансирование и удобные дети (чего уж греха таить). А еще способ отобрать себе тихих и спокойных, хорошо сидящих, желательного не задающих вопросов, детей.
На самом деле форма «подготовки», когда дети 5-6 лет сидят за партой несколько раз в неделю, совершенно не по возрасту. Не сформирована усидчивость, время удержания внимания гораздо меньше продолжительности этих занятий (обычно 30 минут). Следовательно, быстро формируется усталость, часто переходящая в проблемы со здоровьем - зрение, осанка, головные боли, затяжные ОРВИ. Больше всего страдают примерные дети, не привыкшие шалить и перечить взрослым. Они удерживают внимание большим волевым усилием, а следовательно, имеют еще больше перегрузок.
Главная мотивация родителей, ради чего они отдают детей на эти курсы - чтобы был готов, не страдал от того, что все умнее него и хорошо учился.
А получается часто наоборот. Учитель вынужден подстраиваться не под самых натренированных детей, а под самых слабых. И все обучение начинается с нуля. И счет, и чтение, и письмо.
А кроме этого, не готов мозг. Понятно, что детей никто не помещает в изоляцию и к пяти годам они знают большую часть букв, но происходит это по их воле и абсолютно естественно. «Мама, а какая буква моя?; а что там написано?; а как написать мое имя?» - это игра и игровая деятельность. Часто в этом возрасте дети придумывают свой язык, свои буквы и символы. Так и идет дозревание всех необходимых структур мозга для распознания символов и беспроблемного их использования.
И меня всегда мучает вопрос: от того, что ребенок будет бегло читать в четыре года, а не в семь, что, изменится как-то качество его жизни?
Но даже если очень хочется обучить, это можно сделать дома, в игре со специальными пособиями за 2-3 месяца.
Хуже всего, что такие курсы губят мотивационный фактор. Дети, вкусившие и на первых порах поигравшие во все "прелести" школьной жизни, к первому классу совсем туда не хотят. Ну или делают вид, что хотят, зная, что это приятно родителям.
Честно, никто из моих детей, уже закончивших школу, проходящих обучение и тех, кто пойдет, не проходил никакой подготовки.
Только занятия в саду (15мин) и ту подготовку, которую я, как мама и психолог, считаю самой лучшей.
Кратко о ней:
- много, очень много движения. А ещё лучше - игры: мяч, групповые (в резинки, казаков-разбойников) и т.д. Ребенок учится выстраивать социальные связи, проигрывать, ждать своей очереди и много чему ещё. А ещё развивается координация движений, укрепляется рука (очень нужно при письме). Отлично работает зрение, слух. Напряжено внимание, восприятие и память.
- кубики, лего, разные сортеры (есть уже для больших) - все, где работает логика, простая математика. Пространственное мышление развивается превосходно, состав числа (сколько надо деталей, чтобы построить крышу, если специальных частей для неё не хватило).
Да и просто геометрия! Умение доделывать до конца, контролировать свои эмоции (а то разобьешь, и все сначала делать). А ещё придумать, создать образ в голове, сочинить и воплотить.
- ну и, конечно, настольные игры. Можно создавать самим квесты.
- музыка, рисование, пение и спорт - для себя. Чтобы просто всесторонне развивать ребёнка. Сейчас же тьма материалов, даже бесплатных, в сети. А уж сколько секций интересных и просто энтузиастов своего дела, предлагающих необычный подход.
Все это можно делать дома, можно платно или бесплатно. Мне тут прислали какие интересные вещи делают сами мамы и папы с детьми просто в деревенском доме культуры . Администрация сделала ремонт, а жители наполнили программами. Вот это пример и воспитание детям.
Как любят говорить злые психологи:"Каждый мучает своего ребенка, как считает нужным"
Но может, мы все же будем их беречь...школа никуда не убежит, как общеобразовательная, так и школа жизни.