Мой опыт:  Я часто упоминала, что Степан (мой сын, сейчас ему 7 лет) до пяти лет почти не говорил. Хотя правильнее сказать совсем не говорил. Развивался наш мальчик, обычно, как все. У него бы

Мой опыт:  Я часто упоминала, что Степан (мой сын, сейчас ему 7 лет) до пяти лет почти не говорл. Хотя правильнее сказать совсем не говорил. Развивался наш мальчик, обычно, как все. У него были все предпосылки речи, в возрасте до двух лет. Были слова «мама, папа, баба и деда» А потом вдруг все… Речь пропала. Мы ждали, терпеливо. Понимали - главное психологический комфорт ребенка. Время шло, и учитывая, все наши знания по формированию речи, стало очевидно - у Степы проблемы. В три года в нашей жизни впервые прозвучал диагноз - ОНР 2 степени (общее недоразвитие речи 2 степени с сохраненным интеллектом) Многие врачи, по которым мы потом ходили, всегда удивлялись именно на тему «сохранности интеллекта» На самом деле это устарелый стереотип. Уже давно речь страдает сама по себе.. А учитывая набор знания, которыми обладал Степан, мы всегда были уверенны, что умственное развитие не страдает.  Мы прошли много врачей… Вывод был сделан - результат стремительных родов (наш малыш «выскочил» за 40 минут. Сказать, что я просто ждала? Нет, это будет неправдой. Многие из вас меня идеализируют, а на самом то деле я обычная мама) Которая ужасно переживает за своих детей. На тот момент я изучила огромное количество литературы, и казалось знаю об этой напасти все. Но предлагаемые методы не работали. Расскажу, через что прошли мы и какие сделали выводы, надеюсь моя инфомрация будет вам полезной. 

  1. Быть может Энштейн и молчал до пяти лет… 99%  что если вашему ребенку больше трех лет и он говорит менее 20 слов, у него проблемы с развитием речи. 
  2. ОНР не пройдет само.
  3. Мы проверили на себе большинство лекарств, именно Степе не помогло. Считаю, что лекарственная  терапия должна быть индивидуально подобрана!! Стандартные схемы неврологов мало кому подходят. 
  4. Мы отказались от электростимуляции мозга. Я до сих пор уверена, что эти микродозы тока неизвестно к чему могу привести, и что простимулировать. 
  5. Социум не всегда двигает речь. Я про детский сад. Особенность деток с ОНР, они чуть иначе и слышат. И детский сад может вносить только раздражение в их жизнь. Разумно вести речь о мини группах, где вместо воспитателя хороший логопед. 
  6. Лучшее - ежедневная, 5 раз в неделю, по 2-3 часа работа с логопедом. Мы нашли няню логопеда и посадили их со Степой дома, на 12 часовое общение. Плюс спорт, рисование, лепка. Все то, что стимулирует мозг.
  7. Самое важное - ребенок должен ощущать себя уверенно! Речь наладиться, а вот комплексы из детства убирать очень сложно! Не лишайте его людей, площадок. Поддерживайте уровень его самооценки! Малыш не должен ощущать себя ущербным!!!! 
  8. Не надо мучать его книжками! Многие дети с ОНР тяжело воспринимают чтение книг, особенно рифмы. Из-за их особенностей развития такие тексты и скорость чтения, им сложно воспринять! Лучше говорите, используйте кукольный театр. 
  9. Сведите мультики и гаджеты к нулю!! Это было нашей ошибкой, и я уверена, что они тормозили Степана. 
  10. Нагружайте ребенка эмоциями! Поездки, театр, музыка - все то, что ему обязательно! 


Мнение логопеда.  К сожалению, диагноз ОНР (общее недоразвитие речи) в детских картах приходится видеть все чаще.  

Чтобы помочь своему ребенку   максимально скорректировать речевые проблемы, как мне кажется, важно самому разобраться в сути и механизм ах   нарушений. Причины ОНР очень разнообразны :  от педагогической запущенности до неблагополучной беременности, осложненных родов, травм и инфекций ребенка в первые годы жизни. 

Общее недоразвитие речи – явление не простое.  Оно означает нарушение практически всех компонентов речи, а не только звуковой ее стороны, на что в первую очередь обращают внимание  обеспокоенные  родители. При ОНР  также  страдает фонематическое восприятие, лексико-грамматический строй речи .

Попробуем разобраться в этих терминах. Ф онематическое восприя тие – это  способность воспринимать и различать звуки родного языка. Если оно нарушено, ребенок не дифференцирует близкие по звучанию звуки, соответственно его словарь не пополняет ся  похожими по звучанию  словами.   В  дальнейшем  это  приводит к отставанию от возрастной нормы.  Вы можете самостоятельно  проверить фонематический слух  ребенка. Для этого нужно попросить его повторить за вами комбинации близких по звучанию слогов  и  слов: та-да-та; ком-том -дом ; жук-сук.  Ребенок с нарушенным фон ематическим слухом повторит  комбинаци ю с ошибками или совсем одинаково, например: та-та-та.

Нарушение лексико-грам матического строя речи означает  сложности в словообразовании  (например , при образовании уменьшительно-ласкательных слов: « стольчик » вместо «столик») ;  скудность словарного запаса  ( несоотве тствие его  возрастной норме ) ;  неспособность употр еблять в речи развернутые фразы; строить полные предложения; выстраивать грамматически правильные конструкции  (например ,  согласовывать слова в  числах, родах, падежах,  верно  употреблять предлоги )  и пр.

При постановке диагноза ,  специалисты обязательно указывают степень  выраженности  нарушений. Это может быть  I ,  II ,  III   или  I V   (по одной из классификаций)   уровень ОНР.  Выраженность нарушений возрастает от  IV   к   I уровню и включает в себя широчайший диапазон речевых отклонений – от  полного отсутст вия речи ( I   уровень) до незначительных дефектов ( III - IV уровень).

Одна из основных задач  родителей, столкнувшихся с диагнозом ОНР у ребенка –  самим  разобраться в специфике речевых нарушений  Вашего малыша . 

Э то полезно хотя бы тем,  что Вы будете  адекватно оцени вать  динамику и успехи дальнейшего развития ребенка, распознаете слабые стороны, которые нужно подтянуть в первую очередь.  И т огда Вы  сможете  стать настоящим помощником  не только   своему малышу ,  но  и   специалисту, котором у доверите коррекционную работу.

В зависимости от степени нарушения может потребоваться не только логопед, но и педагог-дефектолог. 

Выбор специалиста – важнейшая  и  ответственейшая  задача. Думаю, здесь не требуется пояснений. 

Ну ,  а главное – всегда верить в своего ребенка, не навешивать на него ярлыки неудачника  и оптимистично настраиваться на коррекционно-развивающую работу. Она может быть более или менее продолжительной, сложной или не очень, но всегда приносящей РЕЗУЛЬТАТ.  Психика ребенка настолько  уникальна и  пластична, настолько податлива коррекции и компенсации, что положи тельная динамика   и результаты обязательно будут.