Я часто упоминала, что Степан (мой сын, сейчас ему 7 лет) до пяти лет почти не говорил. Хотя правильнее сказать, совсем не говорил. Развивался наш мальчик обычно, как все. У него были все предпо Я часто упоминала, что Степан (мой сын, сейчас ему 7 лет) до пяти лет почти не говорил. Хотя правильнее сказать, совсем не говорил. Развивался наш мальчик обычно, как все. У него были все предпосылки речи в возрасте до двух лет. Были слова «мама, папа, баба и деда». А потом вдруг все… Речь пропала. Мы ждали терпеливо. Понимали – главное психологический комфорт ребенка. Время шло, и, учитывая все наши знания по формированию речи, стало очевидно: у Степы проблемы. В три года в нашей жизни впервые прозвучал диагноз – ОНР 2 степени (общее недоразвитие речи 2 степени с сохраненным интеллектом). Многие врачи, по которым мы потом ходили, всегда удивлялись именно на тему «сохранности интеллекта». На самом деле это устарелый стереотип. Уже давно речь страдает сама по себе. А учитывая набор знаний, которыми обладал Степан, мы всегда были уверенны, что умственное развитие не страдает.
Мы прошли много врачей… Вывод был сделан: результат стремительных родов (наш малыш «выскочил» за 40 минут). Сказать, что я просто ждала? Нет, это будет неправдой. Многие меня идеализируют, а на самом-то деле я – обычная мама, которая ужасно переживает за своих детей.
На тот момент я изучила огромное количество литературы, и, казалось, знаю об этой напасти все. Но предлагаемые методы не работали. Расскажу, через что прошли мы и какие сделали выводы – надеюсь моя информация будет вам полезной.
Быть может Эйнштейн и молчал до пяти лет… 99%, что если вашему ребенку больше трех лет, и он говорит менее 20 слов, у него проблемы с развитием речи.
ОНР не пройдет само. Мы проверили на себе большинство лекарств, именно Степе не помогло. Считаю, что лекарственная терапия должна быть индивидуально подобрана!! Стандартные схемы неврологов мало кому подходят.
Мы отказались от электростимуляции мозга. Я до сих пор уверена, что эти микродозы тока неизвестно к чему могу привести и что простимулировать.
Социум не всегда двигает речь. Я про детский сад. Особенность деток с ОНР – они чуть иначе и слышат. И детский сад может вносить только раздражение в их жизнь. Разумно вести речь о мини-группах, где вместо воспитателя хороший логопед. Обычный логопедический сад Степану только вредил.
Лучшее – ежедневная, 5 раз в неделю, по 2-3 часа работа с логопедом. Мы нашли няню-логопеда и посадили их со Степой дома на 12-часовое общение. Плюс спорт, рисование, лепка. Все то, что стимулирует мозг.
Самое важное – ребенок должен ощущать себя уверенно! Речь наладится, а вот комплексы из детства убирать очень сложно! Не лишайте его людей, площадок. Поддерживайте уровень его самооценки! Малыш не должен ощущать себя ущербным!!!! И свои страхи, слезы и стыд, что он не такой, как все – прячьте от ребенка. Поплачьте наедине с собой или с мужем.
Не надо мучить его книжками! Многие дети с ОНР тяжело воспринимают чтение книг, особенно рифмы. Из-за их особенностей развития такие тексты и скорость чтения им сложно воспринять! Лучше говорите, используйте кукольный театр.
Сведите мультики и гаджеты к нулю!! Это было нашей ошибкой, и я уверена, что они тормозили Степана.
Нагружайте ребенка эмоциями! Поездки, театр, музыка – все то, что ему обязательно!
Хорошие результаты дают грамотные остеопаты. Мы на тот момент, не смогли найти такого специалиста
Самое главное – верьте в своего ребенка, не сдавайтесь!! Ваши эмоции, любовь, спокойствие – это залог успеха. Запретите себе сравнивать с другими или разочаровываться, что он «такой». Прямо жестко. Нет сил? Ищите способы решать свою проблему, не выливая это бессилие на ребенка!
Ну и терпения, сил – все у вас получится. Степа заговорил, зачитал и засчитал за 4 месяца интенсивной работы с логопедом! Да, это дорого. Но, наверное, изучив все материалы и взяв себя в руки, так можно и своими силами. Одна проблема – ребенок привык, что вы его понимаете и прогресс будет медленнее. Стёпа учится в хорошей гимназии, занимается айкидо. И на собрании логопед сказал: «Мои занятия не нужны всего трем детям», и когда назвала нашу фамилию, слезы было сдержать сложно. Это победа всей нашей семьи. Сможете и вы!