Говорим с детьми о деньгах. Часть 1.
- Просмотров: 919
Как рассказать детям, откуда берутся деньги
Откуда берутся… Нет, не дети. Сегодня мы поговорим о том, откуда берутся деньги. А точнее — о том, как рассказать об этом детям.
Когда начать разговор
В четыре и иногда (если ребенок особо развит) в три года мы вводим понятие «бюджет»! Для разговора с малышами хорошо использовать, например, апельсин. Целый апельсин — бюджет всей семьи, а эта долька (нет, не для ежа, как в песенке) — для мамы, другая — для папы, и еще — для оплаты квартиры, а вот эта долька — для тебя. Свою ты можешь съесть сразу или поделить на части. А можешь накопить несколько долек и сложить из них целый апельсин.
Детям старше пяти лет можно рассказывать о реальных деньгах (не называя истинных сумм, а то дети любят делиться этой информацией). Тут в помощь родителям есть игры, например, «Монополия». Рассказывайте ребенку буквально, в реальных долях. Скажем: «У нас на всю семью есть 100 рублей. 10 мы откладываем, чтобы поехать в отпуск. Еще 10 — это коммунальные платежи (да-да, расскажите, что вода не просто так из крана бежит и почему ее надо беречь с точки зрения экологии и экономии). По 10 рублей мы тратим на маму и папу, и пусть еще 10 рублей — твои. Это твой мини-бюджет. Ты можешь его весь потратить сразу или накопить на что-то более ценное. А может, ты захочешь помочь тем, кому сейчас трудно (тем самым знакомим ребенка с понятиями «благотворительность» и «забота о других»)».
Не бойтесь говорить с детьми о деньгах, в том числе о сложностях, связанных с их «добычей». Это хорошо, если ребенок будет уважать вас и деньги, которые вы зарабатываете!
Я большой сторонник тщательной подготовки к каждому разговору, тем более на такую серьезную тему. Вот вы сами знаете, откуда берутся деньги? Наверное, улыбнулись в ответ. Но я убеждена: пара книг или статей по этому запросу в поисковике дадут вам много новых знаний и укрепят уверенность в своих.
В разговоре с ребенком начните издалека. Вот вам план для подготовки: 1. Почему у людей появилась потребность в деньгах? 2. Какими были первые деньги? 3. Из чего их делали? 4. Где их сейчас изготавливают и как защищают? 5. И, наверное, главное: за что люди получают деньги?
Разговор по последнему пункту длинный. Попробуем разложить ответ по полочкам:
1. Деньги — это оплата труда. Познакомьте ребенка со своей деятельностью. Расскажите ему, чем вы или взрослые члены вашей семьи занимаетесь и за что вам платят деньги.
2. Деньги платят за хорошо сделанную работу. И это означает, что любое дело надо не просто сделать, а сделать хорошо. Я лично очень благодарна папе за привитое с детства правило: «Делай хорошо или не делай вообще». 3. Деньги могут быть поощрением, как, скажем, премия. Или — применительно к ребенку — карманные расходы либо плата за его труд. Да, труд ребенка может быть оплачен. Но здесь нужно соблюдать очень тонкий баланс. Скажем, убрать игрушки — это обязанность. Ведь все мы живем в этом доме, и нам важны комфорт и удобство. А вот, скажем, копать грядки на даче? Это же не обязательно. Но вам в удовольствие иметь свою картошку. В этом случае я бы оплатила труд детей, которые помогают возиться в огороде.
4. Деньги могут расти и размножаться. Слышу ваше удивление. :) Но ведь правда могут, например, если положить их под проценты. Или купить квартиру, а потом сдать ее. Да, я понимаю, что для многих — это больше фантазии. Но ведь все же возможно.
Ребенку это можно объяснить, как я уже писала, на примере «Монополии» или апельсина.
5. Деньги из банкомата там не размножаются. Феномен банкоматов вызывает путаницу даже в головах у взрослых, и многие, например, попадаются на кредитные карты, присылаемые по почте. Человеку кажется: как хорошо, что у меня есть 50 тысяч, и можно тратить их на что угодно, а о том, что эти деньги надо будет вернуть, он не задумывается. Банковские карты во многих странах — это сложный продукт даже для взрослых, и уж точно мало кто задумывается о том, что карманные деньги можно перевести на карту, — так проще контролировать расходы подросшего чада, и это во многом обезопасит его от ненужных или опасных трат.
А теперь мини-опрос: вы сами предпочитаете наличные или электронные деньги?

Откуда берутся… Нет, не дети. Сегодня мы поговорим о том, откуда берутся деньги. А точнее — о том, как рассказать об этом детям.
Когда начать разговор
В четыре и иногда (если ребенок особо развит) в три года мы вводим понятие «бюджет»! Для разговора с малышами хорошо использовать, например, апельсин. Целый апельсин — бюджет всей семьи, а эта долька (нет, не для ежа, как в песенке) — для мамы, другая — для папы, и еще — для оплаты квартиры, а вот эта долька — для тебя. Свою ты можешь съесть сразу или поделить на части. А можешь накопить несколько долек и сложить из них целый апельсин.
Детям старше пяти лет можно рассказывать о реальных деньгах (не называя истинных сумм, а то дети любят делиться этой информацией). Тут в помощь родителям есть игры, например, «Монополия». Рассказывайте ребенку буквально, в реальных долях. Скажем: «У нас на всю семью есть 100 рублей. 10 мы откладываем, чтобы поехать в отпуск. Еще 10 — это коммунальные платежи (да-да, расскажите, что вода не просто так из крана бежит и почему ее надо беречь с точки зрения экологии и экономии). По 10 рублей мы тратим на маму и папу, и пусть еще 10 рублей — твои. Это твой мини-бюджет. Ты можешь его весь потратить сразу или накопить на что-то более ценное. А может, ты захочешь помочь тем, кому сейчас трудно (тем самым знакомим ребенка с понятиями «благотворительность» и «забота о других»)».
Не бойтесь говорить с детьми о деньгах, в том числе о сложностях, связанных с их «добычей». Это хорошо, если ребенок будет уважать вас и деньги, которые вы зарабатываете!
Я большой сторонник тщательной подготовки к каждому разговору, тем более на такую серьезную тему. Вот вы сами знаете, откуда берутся деньги? Наверное, улыбнулись в ответ. Но я убеждена: пара книг или статей по этому запросу в поисковике дадут вам много новых знаний и укрепят уверенность в своих.
В разговоре с ребенком начните издалека. Вот вам план для подготовки: 1. Почему у людей появилась потребность в деньгах? 2. Какими были первые деньги? 3. Из чего их делали? 4. Где их сейчас изготавливают и как защищают? 5. И, наверное, главное: за что люди получают деньги?
Разговор по последнему пункту длинный. Попробуем разложить ответ по полочкам:
1. Деньги — это оплата труда. Познакомьте ребенка со своей деятельностью. Расскажите ему, чем вы или взрослые члены вашей семьи занимаетесь и за что вам платят деньги.
2. Деньги платят за хорошо сделанную работу. И это означает, что любое дело надо не просто сделать, а сделать хорошо. Я лично очень благодарна папе за привитое с детства правило: «Делай хорошо или не делай вообще». 3. Деньги могут быть поощрением, как, скажем, премия. Или — применительно к ребенку — карманные расходы либо плата за его труд. Да, труд ребенка может быть оплачен. Но здесь нужно соблюдать очень тонкий баланс. Скажем, убрать игрушки — это обязанность. Ведь все мы живем в этом доме, и нам важны комфорт и удобство. А вот, скажем, копать грядки на даче? Это же не обязательно. Но вам в удовольствие иметь свою картошку. В этом случае я бы оплатила труд детей, которые помогают возиться в огороде.
4. Деньги могут расти и размножаться. Слышу ваше удивление. :) Но ведь правда могут, например, если положить их под проценты. Или купить квартиру, а потом сдать ее. Да, я понимаю, что для многих — это больше фантазии. Но ведь все же возможно.
Ребенку это можно объяснить, как я уже писала, на примере «Монополии» или апельсина.
5. Деньги из банкомата там не размножаются. Феномен банкоматов вызывает путаницу даже в головах у взрослых, и многие, например, попадаются на кредитные карты, присылаемые по почте. Человеку кажется: как хорошо, что у меня есть 50 тысяч, и можно тратить их на что угодно, а о том, что эти деньги надо будет вернуть, он не задумывается. Банковские карты во многих странах — это сложный продукт даже для взрослых, и уж точно мало кто задумывается о том, что карманные деньги можно перевести на карту, — так проще контролировать расходы подросшего чада, и это во многом обезопасит его от ненужных или опасных трат.
А теперь мини-опрос: вы сами предпочитаете наличные или электронные деньги?