«Мой ребенок гиперактивный. Что делать?» Этот призыв о помощи часто приходится слышать детским психологам. Порой родители сами ставят этот диагноз ребенку, иногда «помогают» воспитатели детских «Мой ребенок гиперактивный. Что делать?» Этот призыв о помощи часто приходится слышать детским психологам. Порой родители сами ставят этот диагноз ребенку, иногда «помогают» воспитатели детских садов, врачи или психологи. Но что же на самом деле гиперактивность? Как распознать, и как помочь своему малышу? Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребёнком в первые месяцы жизни, и т.д. Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение. Есть и второе название – СДВГ – синдром дефицита внимания. На что сразу хочу обратить внимание. Врач невролог, психолог или психиатр не поставит это диагноз до 5-6 лет! Всегда странно видеть эту запись в медицинских картах детей в полтора-два года. О чем мы еще должны договориться. Если вашему ребенку уже есть 5 лет, вы видите, что он не может заниматься одним видом деятельности больше времени, положенного по возрасту (в пять лет – это 15-20 минут на один вид, например, рисует спокойно 15 минут), тяжело засыпает, «ерзает», сидя на одном месте, легко или резко у малыша меняется настроение – начните с визита к неврологу. Доктор проведет необходимые тесты, назначит пройти ЭЭГ и по результатам, возможно, назначит терапию.
Так, а теперь о том, с чем идут к психологу: - с малышами до 4 лет; - с тем, что ребенок не сидит на месте; - не хочет играть один; - проявляя протест, постоянно кричит или падает в истериках на пол; - плохо спит, часто просыпается; - слишком активен в понимании мамы.
Конечно, это классическое «горе от ума». Мамы читают много книг, журналов, часто сравнивают своих детей с другими, «идеальными малышами», которых посадили около коробки с игрушками, и они сидят там два часа. Я не буду вам говорить о том, что не надо сравнивать детей, что ваш – особенный, и развивается по своему сценарию; я предложу вам мини-тест, ответы на который будут «ДА» или «НЕТ»: 1. Вашему ребенку меньше пяти лет? 2. Ваш ребенок может заниматься одним делом (которое ему интересно) 5-10 минут (например, играть или смотреть мультик)? 3. Ваш ребенок спит более трех часов подряд во время ночного сна? 4. Ваш ребенок может посидеть у вас на руках или самостоятельно на месте? 5. Ваш ребенок способен спокойно употреблять пищу? Находясь, при этом, в стуле или на руках? Если хотя бы 4 из 5 ответов «ДА» – у вас просто активный малыш: все, что вы ему приписываете, вряд ли имеет отношение к диагнозу СДВГ.
Разобрались? Что же делать? Если вашему ребенку поставлен диагноз, то начать коррекцию с невролога. Терапия, которую он проводит, поможет ребенку уравновесить нервную систему и взять ее под контроль. Ему станет легче в обучении, в принятии решений, уходит тревожность и раздражительность. После этого детский психолог сможет подсказать вам комплекс упражнений для регуляции внимания. Часть из них я опишу ниже. Это классическая схема, которую вам посоветуют: 1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером. 2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка. 3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки. 4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом. 5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха. 6. Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым. 7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания). 8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее. 9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции. 10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний. 11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее. 12. Предоставлять ребенку возможность выбора. 13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!
А теперь советы тем мамам, у чьих детей, на самом деле, нет проблемы! 1. Позвольте ставить диагнозы врачам. 2. Примите, что ребенок развивается в движении – ему это жизненно необходимо. 3. Посмотрите на себя, буквально, лучше с помощью фотографий и видео, и так же разберите поведение вашего мужа. Вы спокойно, тихо сидя в кресле, проводите свое время, вам нравится часами заниматься одной и той же деятельностью? Нет? Ой, может быть это ВАШ ребенок? 4. Если вы хотите, чтобы ребенок вас слышал и выполнял то, что вы просите, делайте это правильно. Инструкция должна быть краткой и немногословной. Она должна состоять из очень конкретных и понятных ребенку шагов. 5. Уменьшайте количество запретов! Это то, что вносит противоречие и сумятицу в детские головы. Жизнь в клетке из запретов вынуждает с ними бороться всеми доступными методами! 6. Давайте ребенку время! Это очень важно! Прежде чем добиться результата, предупреждайте 3-4 раза с интервалом в 5 минут. Это позволяет подсознательно принять и услышать ваше требование. 7. Не давайте сто заданий сразу. Это сложно. Дробите их не мелкие части. 8. Ограничивайте гаджеты и мультики. Это мешает адекватному восприятию информации ребенком! 9. Думайте о самооценке ребенка, прежде чем сделать замечание и сказать, что не так; задумайтесь на секунду о том, какой вред это может ему нанести в будущем! 10. Несмотря на все, что я уже сказала, этот пункт очень важен. Активному ребенку нельзя жить во вседозволенности! Помогайте вашему непоседе с детства формировать рамки и границы – это очень важно. Но заранее продумайте как это сделать, не создавая клеток, о которых мы писали выше. Самое лучшее – рамки, выставленные при помощи игры или сказки, когда малыш делает выводы сам. 11. Давайте обратную связь. Ребенку это важно всегда, а тому, у кого все внутри бурлит, – особенно! 12. Придерживайтесь режима дня, особенно если ваш кроха такой с раннего детства. Цикл жизни очень помогает такому малышу. 13. Если ребенок говорит и может поддержать беседу, сочиняйте с ним сказки диалоги! Это очень здорово помогает разобрать ситуацию и привлечь внимание малыша!