Блог о психологии

Детская агрессия

Детская психология
Агрессия - даже само слово такое тяжелое, несущее в себе негатив. С латинского "агрессия" - значит "нападение". Неужели она применима к нашим детям?

Что такое детская агрессия, какие превентивные меры принять, чтобы ее не допустить, и как побороть, если возникла? Агрессивное поведение можно наблюдать у детей в разном возрасте. В год они могут укусить вас, проявляя свое недовольство. В 4 года дети чаще направляют агрессию не на родных, а на сверстников (ударить ведерком по голове, толкнуть, стукнуть) , а в 16 лет, если недовольны окружающими, могут расстрелять свой класс. Конечно, это крайние проявления, но если не разобраться, где нормальное возрастное поведение, а где патологическое нарушение, то последствия могу быть плачевными. Агрессивность у детей - это прежде всего манера поведения . Откуда она берется, с чего появляется? Первая причина, которая имеет особенно значимое воздействие на детей до 5-6 лет – это отражение поведения старших, идет почти всегда из семьи (чуть позже к этому добавится «зеркальность» ситуаций из детского сада). Первый возраст, когда можно заметить «нападки» со стороны ребенка - это период от 9 месяцев до полутора лет. Малыш активно познает мир. Любит кинуть что-нибудь свысока – очень интересно посмотреть, как предмет будет лететь. Появились и подросли первые зубки? Надо их скорее опробовать на маме, вцепившись в нее, как можно сильнее. А мама как поступит в этой ситуации? Можно строго сказать: «Нельзя!!!» или «Но, но», поменяв привычную интонацию и придав серьезный вид своему лицу. Ваше чадо почти наверняка заплачет и будет изображать вселенское горе, но, подождав некоторое время, обязательно попробует укусить вас вновь. Но, как правило, двух–трех раз вполне достаточно, ребенок перестанет кусаться. А бывает и другая реакция. Крик, визг и море эмоций . «Ого!» - подумает малыш. - «Чудесная реакция, я могу управлять мамой, надо обязательно повторить еще». Чем больше вы будете кричать, тем больше ребенок будет повторять действие, которое этот крик вызывало. Я совершенно не сторонник теории, что все проблемы из детства. Нет, далеко не все. Данное утверждение относится к психоанализу и воплощается в жизнь последователями Фрейда, к которым я не отношусь. Но применительно к агрессивному поведению, эта мысль имеет право на существование. Прежде, чем бить тревогу, тащить малыша к неврологам/психологам и давать успокоительные средства, которые почему-то нынче в моде и приравниваются чуть ли не к витаминам, займитесь самоанализом. Вот тест для контроля, который я предлагаю своим клиентам . Возьмите лист бумаги и фиксируйте на протяжении трех дней:

1. Сколько раз вы повысили голос напрямую в адрес ребенка?

2.Сколько раз вы повысили голос на других детей или мужа?

3. Сколько раз за день вы обняли и поцеловали ребенка?

4. Сколько раз за день вы отправили ребенка заняться своими делами, в ответ на его просьбу поиграть с ним/посидеть/погулять?

5. Сколько раз вы извинились за срывы в своих эмоциях, если они были. Когда родитель впервые читает этот тест, он говорит: «Это смешно. Что же, прикрикнуть (о детях более старшего возраста иногда говорят: «Дать подзатыльник» ) нельзя?» Я всегда говорю, что можно прикрикнуть, главное - запишите этот факт. Знаете, что происходит при заполнении? Ну, конечно, при учете того факта, что задание реально делают, хотя бы потому, что денег, заплаченных психологу жалко? Так вот, ко второй половине первого дня количество записанных моментов по 1, 2 и 4 пункту падает, а по 3 - растет. Это называется контролем собственных агрессивных проявлений. Далее вы перестаете быть кривым зеркалом для своих детей, и обстановка постепенно нормализуется . Через 1-2 недели количество агрессивных проявлений снижается. Быть хорошим примером – это отлично, но не всё. Как только в жизни ребенка появляются игрушки, появляется и новая задача – их анализ на агрессивность . «Как это?» - спросите вы. - "Ведь игрушка не может напасть". Н е сама игрушка, а то, как ребенок будет применять ее образ в жизни. Например, мальчик играет с трансформером . Вроде бы и персонаж положительный. Но что необходимо любому супергерою? Победить плохого. Роль врага ребенку надо придумать или подглядеть. Здравствуйте, телевизор, компьютер и поход в кино. Иногда мы не задумываемся о том, что плохого дети там увидели, ведь добро победило. Только роль отрицательного персонажа всегда занятнее в дошкольном и младшем школьном возрасте. Фантазия уносит детей далеко туда, где весь сюжет можно переписать, если отрицательному персонажу чуточку поднапрячься, ударить посильнее, применить слово грубее . Я, наверное, вас удивлю, если скажу, что такая форма в меру допустима. Ребенку надо попробовать на себе разные роли в этом обществе. И лучше, если он сделает это вместе с родителями (например, поиграв в тех же трансформеров ) или если покажет свою силу в спортивных единоборствах, или там, где можно проявить свое лидерство. Этот вид агрессии – ролевой, хорошо управляем при грамотном подходе. Что еще важно. Наверное, вы давно в курсе, что агрессия может быть как вербальной (через слово). так и невербальной (через действие) Часто родители детей старшего возраста не придают этому значения, а наоборот - считают нормой. Знаю даже семьи, где применение мата в семейном общении - обыденность. Когда фразы типа «Дам по попе, будешь наказан, ничего не получишь» являются привычными. Но ведь это нападение, о котором написано выше. А так ли безопасна вербальная агрессия? Нет. И что важно: побороть ее гораздо сложнее . Очень призываю почитать и изучить, что такое мат. Может быть тогда вы пересмотрите свой взгляд, если за вами есть такой «грешок», и не будете удивлены, что первым словом вашего малыша будет не «мама», а «……..».

Подведем итоги: - Детскую агрессию может победить только взрослый любящий человек.

Для того, чтобы преуспеть в этой помощи – начните с себя.

Если у вас все благополучно, изучите окружение ребенка – детский сад, школа, друзья, игрушки и телевизор (компьютер).

Максимально создавайте для ребенка положительную среду, контролируйте собственные эмоции.

Помните, что большая часть агрессивных проявлений носит временный характер и является возрастной, она обязательно пройдет (как правило, любые проявления до 6-7 лет).

С самого раннего возраста учите ребенка говорить: «Извини», анализировать свои действия, сожалеть о них, помнить о чужих чувствах. Терпения вам и удачи! И все обязательно будет хорошо!