Блог о психологии

И снова о пищевом поведении

Семейная психология
Применительно к детям именно американские психологи начали бить тревогу более 15 лет назад. На самом деле их опыт бесценен – так мы идем этим путем, как бы это не было грустно. Там я наткнулась на ток-шоу, где местные специалисты обсуждали эту тему. Пишу вам по горячим следам.

Итак, нарушению пищевого поведения у детей (возраст которых у нас в стране все молодеет) способствуют следующие факторы (о некоторых я, честно, не задумывалась):

● развлечение детей с самого раннего возраста за едой. Я здесь бьюсь, кричу об этом. Но знаю, что многие читают и думают: «Да ладно, айпед чем моему помешает? Зато рот хорошо открывает», и все... А дальше начинаются проблемы: трудность с кормлением; ожирение или, наоборот, потери веса; невозможность кормить в саду или гостях; и более серьезные вещи, о которых мы говорили неоднократно. Я не буду сейчас повторять или уговаривать. Но на тему гаджетов и зависимости от них у детей и взрослых я тоже готовлю серию материалов;

● продукты, содержащие усилители вкуса, трансжиры и красители (которые помогают любить глазами). Вот это то, что «бежит» к нам из США (когда в семьях стало праздником пойти в Макдональдс, мы вступили на эту дорожку: чипсы, кола, сладости неизвестно из чего...). Фастфуд детьми любим, и им вкусно. Им хочется все больше. Происходит физиологическое привыкание к подобной еде, ее хочется все больше и больше. А значит, вот и психологическая зависимость от этого наркотика. К сожалению, у нас эта тема практически бесконтрольная, а ей надо заниматься, иначе через 15 лет здоровых людей уже не будет;

● а вот и интересный фактор – услышала его и задумалась. Американский коллега назвал «ленью родителей». Все чаще семьи переходят на формат быстрого приготовления, хлопья и макароны, котлеты из готового фарша. Все меньше «домашнего». А про сосиски и колбасы и говорить страшно. Но тут другая беда. Продукты с содержанием всех этих веществ дешевле, чем органические. Как и во всем мире. Питаться натуральным дорого. И очень грустно и страшно, что на этом зарабатывают. Честно: когда мне предлагают фермерские продукты за рекламу, я соглашаюсь. Мне кажется, это хорошее вложение и польза.

● отсутствие ритуалов питания. Все чаще совместные ужины уходят в архив. Малыш ест, глядя в айпед, мама к нему спиной моет посуду. Папа ест с телефоном, а в выходные спит... Еда перестает быть базовым человеческим удовольствием. Нам на психику давит много факторов, а мы давим на детей. Идет какое-то глобальное превращение в био-роботов... Что там у нас на дне пирамиды потребностей? Еда – не пойми чем, проверяя почту; сон – лишнее, «дайте энергетиков»; безопасность – люди вспоминают об этом, доводя себя до тревожных расстройств и депрессий; секс – вообще молчу о том, сколько проблем с этим у людей... Все ценнее становятся кафе и рестораны с надписью «Нет вай-фая, общайтесь друг с другом» – в штатах их много, идут и к нам. Или ритуалы: «семья сложила телефоны стопкой: кто первый взял – с того штраф». Тем важнее кулинарные мастер-классы и умение читать этикетки и состав продукта... Тем важнее кричать и говорить об этой теме именно нам всем! Надеюсь, получится создать проект по просвещению и воспитанию нас (ведь эта проблема актуальна и для взрослых). Материал об этом готовлю и скоро обсудим.