Блог о психологии

Речь. Часть 1

Детская психология
Как вы помните, мой сын не говорил до 5 лет. Опять мусолить причины не будем, а вот что делать и где норма, а где нет - я знаю со всех сторон.

Речь. Вопрос, который в той или иной степени, волнует каждого родителя. Мы ждем первых слов ребенка, возможности получать от него ответы на наши вопросы.

Если спросить родителей: «Когда ребенок должен заговорить?». Самый частый ответ будет - 1-1,5. Это берется из рассказов наших бабушек, что, мол, ты то, в полтора уже книги читал.

Кроме того из рассказов в социальных сетях. Проверить нельзя, а написанному верим. Ну и самое главное в этом вопросе – мнение экспертов. «Добрые» доктора неврологи, смотрят на родителей большими глазами, если узнают, что в год малыш не говорит около 20 слов и предлагают полечить.

На что важно обратить внимание?

  • ребёнок активно гулит, начиная с 4-6 месяцев;
  • указывает пальцем на свои желания к году;
  • к году реагирует активно и эмоционально на игрушки (радуется им, обнимает)
  • к году в обязательном порядке реагирует на своё имя.

Самой смешно это писать, но важное дополнение: при условии, что вы его по имени называете. Мне часто пишут мамы, что ребёнок не откликается, а потом выясняется, что его зовут «зайка» и имя своё он и не знает.

Где она, правда?

Во-первых, у каждого она своя. Есть нормы, разработанные неврологами, психологами и логопедами. И они достаточно сильно отличаются.

Психологи, говорят о том, что в возрасте 24 месяца у ребенка должно быть от 20 (это минимум) полноценных слов.

Что это? «Собака, кошка, дверь, банан» - т.е полноценное слово, понятно окружающим и не требующее «перевода».

Внимание, это важно! В 2 года, если нет этих слов, никто не делает заключений, а предлагает подождать 3-5 месяцев. После чего, проводят опять оценку речи, и развития других высших психических функций, при помощи специальных методик. И если, слов все еще мало, но остальные навыки соответствуют возрасту, дают еще одну отсрочку до трех лет. После чего, решение о проблемах в развитии речи, решаются вместе с логопедом.

Логопеды, дружественны нам в этом вопросе.

Они предлагают вот такое определение «норм»:

  • к 1 году ребенок в норме говорит от 2-х слов (слово - определенный звукокомплекс "обозначает" определенный предмет/действие/человека).
  • к 2-м годам появляется простая фраза ("Папа, дай", "Хочу играть!"); появляются твердые согласные звуки [т], [д], [п]; все чаще стечение согласных замещается одним звуком; в сложных словах может пропускаться слог.
  • в 2,5 - 3 года ребенок переходит от "аморфных слов" (звукоподражательных, понятных только близким) к общеупотребительным словам; появляются твердые согласные звуки: [в], [с], [з], [л], [ч], [щ], [ж], [ц]; допускается смешение артикуляционно близких звуков; слоговая структура нарушается редко, в основном в малознакомых словах.
  • к 5-ти годам полностью формируется звукопроизношение; ребенок способен оценивать свое и чужое произношение; в слоговой структуре нарушений быть не должно.

Неврологи... У них своя классификация, которую мы не будем здесь обсуждать. Я честно говоря, не могу точно сказать на чем она строится. Вполне возможно, что в свои 30 слов, они включают и "му", "ав". На самом деле, меня больше волнует реакция мам по этому поводу. Пройдя диспансеризацию, и узнав, что ужас - у ребенка отставание в развитии, т.к. он в полтора года не говорит, тех самых заветных слов, мамы готовы на все. Они начинают пичкать ребенка серьезными препаратами, совсем даже не витаминами.



Дорогие мамы, папы и другие родственники, умоляю, как психолог, как мама 5 детей, подумайте, прежде, чем что-то делать... Узнайте мнение 2 - 3 специалистов! И только потом лечить. А то такой слепой верой и доверием, можете нанести малышу серьезный вред на всю жизнь!