Блог о психологии

Сколько игрушек надо ребенку?

Детская психология
За первым поездом или медведем будущий папа бежит, лишь только узнав о «двух полосках» на тесте. Но нужны ли все эти игрушки малышу? А если нужны, то когда и какие именно?

Часто уже к моменту рождения малыша детская бывает заполнена огромным количеством игрушек — и полезных, и на «вырост». И этому, конечно же, есть свое психологическое объяснение. Дело в том, что детство нынешних родителей (а это, в основном, поколение 70-90-х годов XX века) прошло в мечтах о куклах и конструкторах. Многие советские дети были лишены качественных игрушек, а подарки были только по праздникам и очень сильно желанными.

Выросли наши мальчики и девочки, и вот они готовятся стать (или уже стали) мамами и папами — что с ними происходит? На собственных чад (так и хочется сказать «бедных») они, скорее всего, обрушат лавину из детских игрушек! А так ли уж они необходимы малышу? Какие игрушки нужны ребенку на самом деле? С позиции психолога и мамы четверых детей могу сказать, что советский дефицит игрушек был, скорее, к лучшему. Крайне важно, чтобы в жизни малышей не возникало ситуации тотального материального пресыщения. Ведь фантазия, мечта — одна из важных составляющих жизни, как детей, так и взрослых.

Поговорим о том, где грань между «необходимо» и «достаточно», сколько должно быть игрушек у ребенка, как в них играть и где хранить.

Правило 15 игрушек

Детской психике будет комфортно, если ребенка в возрасте до 7 лет будет окружать 10-15 игрушек в постоянном обиходе. При этом если уже сейчас у вашего ребенка большее число игрушек (а это почти наверняка так — с вероятностью 99%), то часть из них советую убрать. Просто спрятать с глаз ребенка, а через месяц произвести замену.

Так игрушки будут постоянно сменять друг друга и не приедаться ребенку: малыш попросту забудет о них и будет воспринимать, как новые. Согласитесь — это хорошая экономия семейного бюджета.

Какие игрушки нужны ребенку

Развивающие. Для детей старше двух лет важны игрушки, направленные на развитие различных высших психических функций. Внимание развивают всевозможные пирамидки и конструкторы, память —мозаики, восприятие — ролевые игры. Но, кроме этого, очень важна крупная моторика (конструкторы, пазлы).

Спортивные. Пожалуйста, не забывайте о мячах, скакалках и даже резиночке — да-да, той самой, родом из нашего детства!

Сонные. А был ли у вас любимый мишка или зайка с которым вы спали? Такая игрушка называется «сонная» и она обязательна нужна вашему ребенку. Приобретите милую и приятную мягкую игрушку (хотя мальчики иногда спят с машинками) и обязательно наделите ее волшебными свойствами для хорошего сна.

Больше конструкторов, больше ролевых игрушек

Они хорошо будоражат творческие процессы в голове ребенка. При выборе игрушек для детей отдавайте предпочтение тем, что можно самому раскрасить, придумать им несколько вариантов применения. В этом смысле конструкторы (даже те, от которых потеряны инструкции) очень приветствуются. Равно как и куклы с мягкими игрушками — с ними каждый день можно играть в новые ролевые игры.

«Все равно его не брошу…»

Агния Барто нас учила другому, но все же хранить сломанные игрушки я не советую. В детской нам совершенно не нужны мишки с оторванными лапами, куклы без головы или машинки без колес. Такие повреждения не способствуют развитию фантазии. Вы удивитесь: они формируют отрицательные воспоминания у ребенка на долгие годы. В памяти у него сохранится общее ощущение «у меня было голодное и несчастное детство», и нормальные новые игрушки мне никто не покупал. Как следствие — он подсознательно будет пытаться компенсировать «недоигранное» с вашими внуками.

Как хранить детские игрушки

Когда мы придерживаемся правила 10-15 игрушек, важно их грамотно разместить. Лучше, если они будут сосредоточены в детском уголке или в комнате. То есть ребенок будет знать, что у игрушек есть свое место и оно — вот здесь. Тогда вы сможете перейти к важному педагогическому шагу: научите ребенка самого убирать свои игрушки на место.

Храните их не в ящиках или контейнерах для игрушек, а на открытых полках, к которым у ребенка будет доступ. Не надо убирать игрушки наверх: малыш должен иметь возможность подойти и взять то, что ему нравится. Это касается не только игрушек, но и книг (смотрите отличный пример на фото: родители организовали хранение книжек корешками вверх на уровне, доступном малышу).

Обязательно обеспечьте ребенку площадку для игры. Если он, например, будет собирать лего, то удобнее это делать за столом или на полу на светлой поверхности, где видно все детали, в том числе самые мелкие.