Блог о психологии

Детский сад - за или против?

Детская психология
В ближайшие дни я хочу коснуться вопросов адаптации на различных новых этапах жизни человека:

- детский сад

- школа

- высшее учебное заведение (в том числе для тех ребят, которые должны уехать в другой город).

Начнём с сада. С базовых, так сказать, вещей.

Сразу уточню.

Мой опыт разный со всеми детьми.

Маша пошла в сад в 1,5 года. В группе было 5 человек, и результат был хороший. Частный. Стоил он половину нашего бюджета. Но чтобы мы могли учиться и работать, выбора не было. Няням я не доверяла.

Глаша в почти 5 лет, по совету врача, чтобы переболеть всем до школы. До этого мы ее берегли, так как подозревали астму, которая оказалась аллергией на утеплитель панельных домов. Сад был отличный, во дворе, государственный.

Степа не говорил до 5 дет. По огромному блату его отдали в логопедический сад. Он проходил две недели, а проблемы с пищевым поведением до сих пор. Их кормили до рвоты там и называли только по фамилиям. Естественно забрали. Сад государственный. Тогда у нас появилась няня. С нами 7 лет.

Дуня захотела в сад сама в 4,5 года. Ходит в тот же сад, где школа старших. Частный. Все хорошо.

Матрене через неделю три года. Пока не собирается.

Вот такая выборка. Которая доказывает главное - ВСЕ ДЕТИ РАЗНЫЕ.

А ещё, я каждый день читаю ваши истории. И вот несколько моментов на мое и вашем опыте. Они важны!

Детский сад - это необходимость для родителей.

У ребёнка в нем нет потребности, пока не становится скучно и пока желание общаться не становится необходимостью. Около 4 лет. Тогда дети бегут в сад с радостью.

Нельзя говорить о том, что детский сад необходим для социализации. Безусловно, дети могут получать там опыт общения. Но при адекватной работе персонала. И в большей мере - в группах кратковременного пребывания, где гораздо меньше «режимных моментов».

90% проблем относятся у детей к:

‼️травматичному расставанию с родителем.

‼️ дневному сну, часто через грубое общение.

‼️приёмам пищи. Через насильственное кормление, пичкание едой и тд.

‼️туалет. Многие дети стеснительны и горшки в один ряд для них травма.

При этом дети старше 4 лет именно в саду учатся проживать многие ситуации: дружба, осознание гендерных ролей, проживание успехов и неудач, оценивание внутри социума, проигрыши и т.д.

Примерно 20% детей относят к категории "не детсадовский ребёнок", т.е. они, в итоге, получат больше проблем, чем пользы.

Нет НИКАКОЙ доказанной связи пользы детского сада для школы. Это зависит от психологического комфорта в саду. Было хорошо - легче в школе, был вечный стресс и накрутка "ничего не сможешь в школе" - будет тяжелее.

Нет никаких доказательств, что частный детский сад лучше государственного. Это зависит ТОЛЬКО от персонала.

Есть потрясающие коллективы, где дети счастливы и обожают детский сад.

У родителей есть возможности и права влиять на адаптацию ребёнка и работу сада, но большинство ими не пользуются.

Дети, идущие в сад по собственному желанию, чаще выносят сплошную пользу и очень любят сад.

Если выбора нет (например, вам надо на работу), то заложите на адаптацию 3-5 месяцев. Т.е. на это время вы должны быть готовы водить на полдня, помнить о возможности болезней, откатов в адаптации (примерно через 1,5-2 месяца) и лучше, чтобы вы были более-менее свободны в это время.

Если вы можете не водить ребёнка в сад, он туда не хочет, вы не готовы к саду - помните, что детский сад это не обязательно, чем бы вас не пугали бабушки. Есть секции, кружки, клубы, площадки и там социализация и потребность в общении отлично удовлетворяются.

Но если выбора нет и детский сад случится у вас очень скоро, то надо быть готовым к нюансам адаптации. А при грамотном её прохождении всё будет хорошо!

Лично я убеждена: ребенок будет гармоничной личностью независимо от того, ходит он в сад или нет. Его психологическое здоровье закладывается в семье. От того, как с ним общаются, уважают, принимают его желания и потребности, будет зависеть его развитие.

А все остальное - выбор каждой семьи по потребностям и обстоятельствам. Как всегда, предлагаю жить дружно.