Блог о психологии

Крайности в воспитании детей

Семейная психология
Меня сегодня спросили - где золотая середина? И прислали этот плакат из закромов советской пропаганды.

Вопрос дня баловать или держать в ежовых рукавицах?

А корректен ли он?

Ведь часто под "баловать" понимают именно то, то указано на плакате: «Хвалить, любить, находить слова поддержки»

А держать в ежовых рукавицах, значит узнать про уроки, накормить и дать ремня «чтобы человеком вырос»

К сожалению, не мной придумано, что иначе тогда могло быть лишь в единицах семей.

Моего мужа отдали в ясли в 4 месяца. Потом забрали, благодаря тому, что мама родила погодку и смогла с ними хоть немного побыть. А потом она просто пришла работать в эти ясли, лишь бы быть с ними.

Меня мама отдала бабушке в 11 месяцев, чтобы не потерять работу и при этом не отдавать в ясли. Тут честно, из двух зол, но как есть.

А теперь представьте, если бы этим женщинам говорили о теории привязанности, о том, как важно видеть в ребёнке человека с эмоциями и чувствами, как важно проецировать это на себя? Да они бы рехнулись, сидя на работе. Напомню, что ещё и статья за тунеядство была, и быть домохозяйкой шансов было очень мало.

Плакаты защищали психику взрослых, а что там с детьми...ну потом решим, как водится.

Справедливости ради, быстрый выход из декрета есть и сейчас: 4-6 месяцев и в США, и в других вполне себе развитых странах. Правда, стараются помнить о детях и ясли делают, например, в офисных зданиях, как мы наблюдали в центре Нью Йорка.

Но там это ради защиты компаний от финансовых трат и у мам есть выбор - декрет за свой счёт.

Что сейчас? В чем другая крайность?

Сейчас перегиб под названием #яжемать.

Когда в головах родителей такая каша из методик и теорий, часть из которых чистый маркетинг Что мама становится заложником ребёнка. Она полностью оправдывает все свои действия и бездействия, часто просто прикрывается ребёнком и его лже интересами (того, что ему просто не нужно).

Или же возводит ребёнка в статус Бога, полностью убирая из мира интересов и потребностей себя саму, мужа, близких людей.

В итоге, и в той, и другой концепции - вырастают дети с проблемами.

Как психолог, я должна этому радоваться, ведь поток клиентов будет вечен, но что-то не выходит

Конечно, каждый из них, выросших детей, говорит, что вырос хорошим человеком. А как иначе? Слава психике, нас защищающей. Но то тут, то там часто вылезают звоночки из детства, часто и неосознанно.

Да что там. Возьму себя или мужа. Мы хорошие люди, но мы ПОСТОЯННО ищем любви, похвалы и заботы. Часто гипертрофировано. Просто потому, что в детстве не дали, не чувствовали мы этого, вот и хочется сейчас. Плохие мы люди? Нет.

Дети второй крайности (#яжемать) сейчас в периоде 8-10 лет. Чего хотят они? СВОБОДЫ, и чтобы их просто оставили в покое. А ещё очень, ну очень хотят самостоятельности. И тоже очень много сложностей у родителей, просто не справляются.

Что будет дальше? Поживём - увидим.

Где золотая середина?

Для меня она в том, чтобы творя что-то с ребенком, мы спросили себя:"А если бы со мной так?"

Ребёнку нужна любовь? Да

Ребёнку надо, чтобы его вечно целовали? Возможно. А если он вырывается и не хочет, но делает этого мама? А если она поставит себя на его место, отвечая на вопрос?

Ребёнок не хочет в школу. Ну не нравится ему учиться. Можно забрать его из школы? А надо ли? А надо поставить себя на его место! Как взрослый разумный человек. Мы же понимаем, что часто дело в социуме, непризнанности, буллинге или невозможности усвоить знания. Можем мы помочь, как ВЗРОСЛЫЕ люди, способные думать? Можем и часто это не обозначает бегство...

Все просто, короче говоря